Главное управление ГНС в Днепропетровской области обращает внимание, что электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с НКУ, законов Украины от 22 мая 2003 года № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 851) и от 5 октября 2017 № 2155-VIII "Об электронных доверительные услуги» с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 2155) без заключения соответствующего договора.
Нормы установлены п. 42.6 ст. 42 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ).
Налогоплательщик становится субъектом электронного документооборота после отправки в контролирующий орган первого любого электронного документа в установленном формате с соблюдением требований законов Украины № 851 и № 2155.
Порядок обмена электронными документами налогоплательщика и контролирующего органа утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику (абзац десятый п. 42.6 ст. 42 НКУ).
Пунктом 2 раздел II Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утверждённого приказом Министерства финансов Украины от 06.06.2017 № 557 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 01.06.2020 № 261) (далее - Порядок № 557), в частности, определено, что автор (плательщик) создаёт электронные документы в сроки и в соответствии с порядком, определённым законодательством для соответствующих документов в электронном и бумажном виде, с указанием всех обязательных реквизитов и с использованием средства квалифицированного электронной подписи или печати, руководствуясь Порядком № 557.
Создание электронного документа завершается наложением на него квалифицированного электронной подписи подписанта (подписчиков) и печати (при наличии).
Автор имеет право получить квалифицированную электронную доверительную услугу у любого квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг.
После наложения квалифицированного электронной подписи автор осуществляет шифрование электронного документа с соблюдением требований к форматам криптографических сообщений, утверждённых в установленном законодательством порядке, и направляет его в формате (стандарте) с использованием телекоммуникационных сетей до адресата в течение операционного дня (п. 3 раздела II Порядка № 557 ).
В случае если адресатом является контролирующий орган, после поступления электронного документа осуществляется его автоматизированная проверка (п. 5 раздела II Порядка № 557).
Автоматизированная проверка осуществляется в день поступления или не позднее следующего рабочего дня, если электронный документ поступил после окончания операционного дня (п. 6 раздела II Порядка № 557).
Согласно п. 7 раздела II Порядка № 557 автоматизированная проверка электронного документа включает:
► проверку правового статуса квалифицированного электронной подписи или печати в соответствии с частью второй ст. 18 Закона № 2155;
► проверку обязательности и последовательности наложения на электронный документ квалифицированного электронной подписи или печати подписчиков в установленном порядке;
► проверку соответствия электронного документа утверждённому формату (стандарту);
► проверку наличия обязательных реквизитов;
► проверку права подписи электронного документа подписантом.
Пунктом 8 раздела II Порядка № 557 предусмотрено, что первая квитанция направляется автору электронного документа в течение двух часов с момента его получения контролирующим органом, иначе - в течение первых двух часов следующего операционного дня.
В первой квитанции, которая формируется по результатам автоматизированной проверки, указанной в п. 7 раздела II Порядка № 557, сообщается о результатах такой проверки. В случае отрицательных результатов автоматизированной проверки в первой квитанции сообщается о непринятии электронного документа с указанием причин, в таком случае вторая квитанция не формируется. На первую квитанцию налагается печать контролирующего органа, осуществляется её шифрования и отправки автору электронного документа. Второй экземпляр первой квитанции в электронном виде хранится в контролирующем органе.
Если автору в течение установленного срока после отправки электронного документа не поступила первая квитанция, электронный документ считается не полученным адресатом.
Согласно п. 9 раздела II Порядка № 557 не позднее следующего рабочего дня с момента формирования первой квитанции, если иное не установлено нормативными правовыми актами и Порядком № 557, формируется вторая квитанция.
Вторая квитанция является подтверждением о принятии (регистрации) или сообщением о неприятии в контролирующем органе электронного документа. Во второй квитанции указываются реквизиты принятого (зарегистрированного) или непринятого (с указанием причины) электронного документа, результаты обработки в контролирующем органе (дата и время принятия (регистрации) или неприятие, регистрационный номер, данные об авторе и подписанта (подписчиков) электронного документа и автора квитанции).
На вторую квитанцию налагается печать соответствующего контролирующего органа, осуществляется её шифрование и отправка автору электронного документа. Второй экземпляр второй квитанции хранится в контролирующем органе (п. 10 раздела II Порядка № 557).
При наличии второй квитанции о принятии электронного документа дате и времени принятия (регистрации) электронного документа контролирующим органом считаются дата и время, зафиксированные в первой квитанции (п. 11 раздела II Порядка № 557).
Если автором отправлено в контролирующие органы несколько экземпляров одного электронного документа (в случае исправления, неполучения первой квитанции и т.п.), оригиналом считается электронный документ, отправленный в контролирующие органы в последнее до истечения предельного срока, установленного законодательством для представления такого документа, при условии, что он был сформирован правильно и принят (зарегистрирован), о чем автору поступила вторая квитанция о принятии (п. 12 раздела II Порядка № 557).
+38 (050) 635-0-666
office@c-profit.com.ua
+38 (050) 635-0-666 |
+38 (099) 666-54-75 |
+38 (067) 278-19-29 |
+38 (093) 811-80-53 |
+38 (098) 770-760-0 |